Роль мультикультурализма в воспроизводстве потенциала стабильности
Сообщество тешит себя мыслью о безмятежной жизни, полагая, что большой войны нет, а предпосылки для упрочения стабильности и создания надежного запаса прочности в деле мира являются решенной заботой. При детальном подходе к реалиям, становится очевидно, что все вокруг далеко не гладко, как того мы желаем, и все обязаны неустанно работать для нейтрализации рисков.
Южный Кавказ после блестящей победы Азербайджана в войне против армянской агрессии и армянского сепаратизма во имя торжества справедливости шагнул в новую реальность. Победа открыла широкую дорогу в орбиту взаимопонимания для всех стран региона, возродила надежду на жизнь без опасений и тревог. Баку, как подобает настоящему лидеру, не теряя времени, предложил Еревану формат сотрудничества посредством разблокирования коммуникаций, тех самых, которые находились в спящем режиме на протяжении трех десятилетий.
Все вредоносное когда-нибудь заканчивается, и после больших потрясений и издержек всем приходится делать шаги навстречу новой судьбе, новым приобретениям. За время после окончания Второй мировой войны на Земле вспыхнуло около двухсот локальных и средних конфликтов. Многие из них кровоточат до сих пор, представляя серьезную угрозу глобальному миру. От любой искры может разгореться большая война. Чтобы предотвратить ее вероятность, необходимо разобраться в причинах появления обострений.
Как ни странно, межэтнические и межрелигиозные трения продолжают бросать легко воспламеняемые поленья в топку высокого напряжения. Этим только поддерживается высокая турбулентность, угрожающая перерасти в глобальный пожар.
При таком нешуточном раскладе, когда удаляющиеся в негативную спираль силы продолжают испытывать терпение сообщества, становятся востребованными согласованные действия прагматиков. Им необходимо все время быть в динамике позитивного воздействия на среду.
Лидер Азербайджана Ильхам Алиев сразу после окончания военной кампании, которая все расставила по своим местам, недвусмысленно высказался в адрес дееспособных сил с посланием стимулировать вектор мультикультурализма, подключать к процессам новые мощности межцивилизационного диалога, чтобы исключить новые вспышки межрелигиозных и межнациональных обострений. Официальный Баку в этом направлении имеет исчерпывающие ответы на имеющиеся вопросы.
Армения после распада СССР совершила на азербайджанской земле непростительную ошибку, поставив на реализацию плана сепаратизма. Не было у этой авантюры шансов на победу, потому как Азербайджан издревле был и поныне остается пространством межцивилизационной размеренности. Он и сегодня, в поствоенной обстановке, сохраняет верность принципам открытости, толерантности и взаимопонимания, потому и предлагает мир и добрососедство Армении, уважая ее границы, признанные на международном уровне.
Мультикультурализм с его стабилизационным базисом имеет поистине универсальные возможности для урегулирования запутанных дилемм. Видя уникальную возможность в диалоговой морали, он искусно воссоздает коммуникации, преодолевает высокие барьеры отчуждения, но только при условии, если все заинтересованные стороны готовы выслушать друг друга и объединить возможности для решения конкретных задач.
Баку сделал первый шаг и выказал готовность к возобновлению диалога с Арменией, предложил новый формат регионального сотрудничества. В нем больше всех должна быть заинтересована Армения, которая все еще пребывает в социально-экономической стагнации. Но действия Баку не должны восприниматься в качестве проявления слабости. Наоборот, это - показатель состоятельности, который, кроме всего прочего, еще и демонстрирует гуманность, высокий такт победившей стороны.
Армения, проигнорировав требования международного права, позарилась на чужие земли, открыв счет своим многочисленным преступлениям. Она подорвала мир, стала открыто пропагандировать ксенофобию и человеконенавистничество, принялась системно уничтожать культурно-историческое наследие азербайджанского народа. Это было сделано нарочито, и действия вандалов преследовали четкие идеологические цели.
Армяне первым долгом желали доказать сообществу, будто земли, на которые они претендовали, не являлись исконно тюркскими. Было важно уничтожить отметины прошлых эпох, создать впечатление, будто азербайджанцы не являются владельцами богатого культурно-исторического наследия.
Для этого и был совершен зловещий культурный геноцид в отношении памятников доисламского периода, наследия мусульманской эпохи, предметов быта, захоронений и других вещественных доказательств, проливающих свет на действительное положение вещей.
История памятливее современников, она дает исчерпывающие ответы на все принципиальные вопросы, в том числе и на предмет споров о том, кто является автохтонным насельником в так называемых спорных ареалах.
Совершив агрессию, Армения открыла счет своим преступлениям, наработала одни проблемы, и чтобы справиться с издержками невыгодного положения, она прежде всего обязана признать свои промахи и отказаться от всех необоснованных притязаний. Только так можно перевернуть страницу лишений, вековых трений и опасной подозрительности, тем более что Азербайджан выказывает готовность оказать содействие проблемной республике.
Динамичная модель мультикультурализма, которую выработал Азербайджан, имеет под собой объемный стабилизационный потенциал. Он сыграл и продолжает играть жизнеобеспечивающую роль не только во внутренней жизни страны.
Успехи государств во внешней среде, как правило, опираются на платформу внутренних приобретений. Так все обстоит с Азербайджаном, который имеет четкий взгляд на актуальную проблематику, связанную с решением межцивилизационных проблем.
Южный Кавказ по своим физическим параметрам, как известно, не столь уж внушителен, но, несмотря на это, представленная здесь этнорелигиозная палитра слишком разнообразна. Может эта причудливость и является одной из привлекательных изюминок этого пространства. Однако многообразие воплощает в себе и проблемные статьи. Не раз в прошлом центры сил пользовались этой данностью в подрывных целях, провоцируя эксцессы на межцивилизационной основе.
Баку выработал алгоритм, основанный на историческом опыте. Издавна на азербайджанской земле отсутствовала вражда между проживающими здесь этнорелигиозными группами. Принцип сосуществования базировался как на защите групповых прав, так и на внутренней интеграции. Защита культурных ценностей меньшинств опиралась на политику правящей силы и не предусматривала ассимиляции. В политике укрепления культурного разнообразия, но с сохранением своеобразия, до сих используется метод постоянного взаимодействия по оси власть - общество. Профилирующую роль играет не столько практика оказания социальной поддержки различным группам, сколько дискурс постоянного контакта по горизонтали.
Опыт Азербайджанского государства не предусматривает активного вмешательства в сферу прав меньшинств, оставляя за ними преимущество выбора. Это в своем роде модель функционального либерализма, дающая свободу действий всем и каждому.
Мультикультурализм в Азербайджане утвердился в виде составной части государственной политики, которая обеспечивает свободу применения правовых, институциональных, идеологических дискурсов. Это гарантирует сохранение культурных прав для всех меньшинств. Таким образом, отсутствие практики ассимиляции и доминирования титульной культуры позволяет воспроизводить потенциал многообразия как гаранта стабильности внутри страны.
Ныне в поствоенной обстановке азербайджанская власть не обременена заботой или обязанностью видоизменить структуру модели. В действии она, прежде всего, отвечает ожиданиям людей на местах.
В политике упрочения мира и стабильности, как внутри страны, так и во внешней среде, важно наличие инициатив, исходящих снизу. Это подтверждает правильность подходов, отвергающих практику заорганизованности.
Морально-психологическая атмосфера в азербайджанском обществе в ходе 44-дневной войны оказалась устойчивой и здоровой ввиду верховенства фактора национального консенсуса. Всецело поддержав политику властей, азербайджанский народ продемонстрировал способность к консолидации в час трудного испытания.
Общенациональное согласие стало надежным тылом не только для властных структур, но и для масс, движимых идеей неформального единства. В одном строю были представители всех этнорелигиозных групп, готовые защитить территориальную целостность Отечества.
Азербайджан доказал состоятельность своей национальной модели мультикультурализма, которая реализует себя посредством созидательных процессов. Она отвергает эскалацию как механизм реализации интересов. На базе здоровых ценностей обеспечивается репродуктивная функция в воспроизводстве потенциала стабильности, от чего выигрывает не только страна, но и сообщество.