Интервью с участником отечественной войны Радифом Мустафаевым

Мустафаев Радиф Гейбат оглы - родился 23 апреля 1978 года в селе Кянармешя Лянкяранского района. В 1995-1999 годах окончил бакалавриат факультета социальных наук и психологии Бакинского государственного университета, в 1999-2001 годах с отличием окончил магистратуру социальных наук и философии, а в 2001-2004 годах продолжил обучение в аспирантуре НАНА. В период с 2004 по 2006 год работал младшим научным сотрудником в Институте философии, политических и правовых исследований НАНА (ныне Институт философии и социологии), а в 2007 году, после службы в армии, работал научным сотрудником в отделе «Религиоведение и философские проблемы культуры» Института философии и права НАНА. В настоящее время является ведущим научным сотрудником отдела исламской философии. Занимается педагогической деятельностью. Преподавал во многих высших учебных заведениях (Азербайджанский институт туризма, Бакинский государственный университет, Академия государственного управления при Президенте Азербайджанской Республики, Азербайджанская государственная таможенная академия, Азербайджанский университет языков). Доктор философии, доцент. Изучает вопросы мультикультурализма с 2014 года и является одним из почетных членов Бакинского международного центра мультикультурализма. Во время Второй Карабахской войны, будучи  лейтенантом в запасе, он был призван в район боевых действий. Участвовал в боях за Физули, Джебраил, Гадрут, Ходжавенд, Шушу в качестве командира артиллерии. Был награжден медалями за освобождение Джебраила, Физули и Лачина.

- Радиф муаллим, давайте начнем разговор с вашего военного призвания.

- В 2006 году, когда меня призвали на действительную военную службу, я служил на фронте, а в 2007 году вышел в отставку в звании старшего лейтенанта.  Как гражданина и как ученого меня всегда волновала тема наших оккупированных земель. Я также подавал заявку в качестве солдата во время апрельских боев в 2016 году. Но тогда меня не позвали. В этот раз, 21 сентября, мы были привлечены к учениям Службы мобилизации и военного призыва. Когда меня призвали, я занимался педагогической деятельностью, у меня были уроки. Я сообщил соответствующему руководству, что меня призвали на обучение и присоединился к нашей армии. 26-го сентября нас вывезли на передовую. В пути, как и везде, где мы были, население горячо поддерживало нас, приветствовало аплодисментами,. Сначала нас привезли в село Араятлы Физулинского района, и наша первая позиция была там. Меня назначили командиром артиллерийского взвода. По иронии судьбы солдат, который познакомил нас с позициями и стратегическими пунктами, был одним из наших первых шехидов: Раван Шахмурадов. Да упокоит Аллах души всех наших шахидов. Мы отправились на учения, но в результате армянской провокации уже на следующий день стали участниками войны. После Араятлы мы поехали в село Ашагы Абдулрахманлы, а оттуда в село Дашкесан Джебраильского района. Мы снова развернулись и вернулись в Физули - село Сулейманлы. И я там впервые увидел, как происходит геноцид целой деревни. Как будто и не было такой деревни, не осталось ни одной целой стены. После Физули мы посетили Гадрут. А Ходжавенд был последней остановкой, которую я посетил. Сначала мы приехали в село Туг Ходжавенда. Были очень тяжелые бои. Возможно, эта битва могла стать нашей последней битвой...

-Радиф муаллим, Отечественная война была правым делом Азербайджана, войной за Родину. Вы видели много кровопролитных сражений. Но на войне вы были не только офицером, но и ученым-исследователем.

- Да, освобожденные земли были нашей победой. И меня как ученого особенно интересовали армянская и русская литература и документы, добытые мною в этих селах. Например, после Туга мы переехали в село Беюк Таглар, которое было арменизировано во многих источниках. Но интересно, что в документах, которые мы взяли из домов в этом селе, мы увидели, что название этого села писалось по-азербайджански с его настоящим названием до 70-х и 80-х годов. Или в тех же документах, например, было отражено, что там владелец одной из квартир упоминается как гражданин Азербайджанской ССР. Они были гражданами Азербайджана, а Карабах всегда принадлежал Азербайджану. Еще однин момент привлек мое внимание, когда Азербайджан был еще советской республикой, в аттестатах выдаваемых армянским студентам, отражалось, что азербайджанский язык не преподавался. Позже я узнал из другой литературы, которую я получил оттуда через моего начальника штаба, майора Самига Алиева, что этот факт, существовавший до 70-х годов, был изменен общенациональным лидером Гейдаром Алиевым, который в то время был главой нашего государства. Азербайджанский язык был включен в качестве обязательного предмета в учебную программу. Однако все эти и другие факты лишний раз свидетельствуют об исторических корнях коварных замыслов осевших там армянских националистов и сепаратистов. То есть, хотя я и не историк по образованию, в их литературе отчетливо видны фальсификации, ошибки, а иногда и их противоречивые взгляды на самих себя. Этой неправильной идеологией, этой ложью они отравили мозги новообразованному поколению. Самая большая вредная тенденция здесь — национализм. Национализм — это утверждение превосходства одной нации, одной этнической группы над другими. Это то, что армяне делали на протяжении всей истории. 

- Радиф муаллим, как вы будете доводить до сведения  общественности эти заметки и исследования?

- В настоящее время я работаю над своими военными записями, продолжаю исследования и готовлю серию статей. Я назвал эту статью «Взгляд на азербайджанские истины в военных трофеях». Я пытаюсь показать в своих исследованиях, что эта неправильная идеология, это пагубное течение приводит к трагедиям среди собственного народа. И эти научные результаты следует продвигать. Потому что армяне всегда жили с национализмом и вредоносной идеологией. Я видел, что они упоминали об этом в своей литературе и документах. Еще в советское время - в 60-е годы, когда Великий лидер Гейдар Алиев работал в комитете безопасности, он дал правовую оценку их действиям. Он обратился в ЦК, так как они занимались национализмом.

- И Азербайджан сражался с таким врагом и победил. Что сопровождало вас на пути к победе?

- Прежде всего, отмечу, что всестороннее преимущество Азербайджана в бою было очевидным с первого дня. Несмотря на все трудности и потери, справедливость восторжествовала и мы победили. Помимо духовного единства, на нашей стороне были военно-тактическое превосходство, справедливость и даже природа. Конечно, война – это кровь, потери, смерть. Так как я не был прежде в таких условиях, мне как было очень тяжело наблюдать смерть людей и видеть трупы. Но на войне всех объединяет одно действие: правильно выполнять боевую задачу и двигаться только вперед. Мы сделали это под руководством нашего Главнокомандующего. И самое главное, ощущение поддержки народа на протяжении всей битвы было нашим величайшим духом победы, нашим источником энергии.  Мы получали письма даже от маленьких детей. Дети, которые были вынуждены покинуть Карабах, будучи еще совсем юными, сражались и жертвовали своей жизнью, чтобы привести нас на эти земли.

Теги