Мультикультурализм как решение проблем расизма

Мамедов Орхан 
Советник отдела Аналитики
Бакинского Международного центра Мультикультурализма

 

Значительную угрозу современного мира составляют ксенофобия, национализм, сепаратизм, экстремизм. Основанные на негативных явлениях, происходящих в обществе, данные явления, всегда находили почву для развития.
Особой и основной группой риска является молодежь в силу своего психоэмоционального состояния, особенностей восприятия мира, окружающих, ярко выраженная потребность самореализоваться.

Одним из наиболее проблемных аспектов нетерпимого отношения к «другим» в обществе на протяжении истории человечества было явление расизма и связанная с ним дискриминация людей. Расизм - это осознанное или неосознанное убеждение в первичной превосходстве одной расы над другой, из которого следует, что «выcшая» раса должна занимать доминирующее место и властвовать над теми, кто относится к «низшей» расе. Понятие «расизм» в такой трактовке предполагает наличие разных рас (групп людей в соответствии с определенными врожденных характеристик). Зато цвет кожи - это фактор скорее территориальный, географический, климатический, а не социальный или политический.

В современном развитом мире недопустимо, чтобы внешний вид человека был причиной враждебного отношения к нему. Поэтому международные правозащитные организации в ХХ веке приняли ряд документов, где определили основные понятия о расизме и связанного с ним явления расовой дискриминации.

Согласно 11-ой статье  Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, понятие расовой дискриминации означает «любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанные на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, целью или следствием которых является уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни ». И так, в этом базовом международном определении расовая дискриминация трактуется более широко, чем только на основе цвета кожи, а предполагает также и национальное и этническое происхождение.

История свидетельствует, что проявления расизма могут осуществляться как со стороны целого государства (на государственном уровне в виде государственной политики, законодательных актов), отдельных социальных групп (например, правящей элиты общества или известной в истории расистской организации Куклукс-клан) или отдельных лиц .

Для разжигания социально-политических конфликтов часто используются националистические организации, которые под лозунгами защиты нации, отстаивание прав сообщества маскируют угрозы разжигание межнациональной розни, захват власти. Неоднократные исследования подтверждают, что явления ксенофобии, расизма особенно остро проявляются в период социально-экономических кризисов.

Безусловно, расизм не всегда и не обязательно приводит к острым проявлениям экстремизма и терроризма. Социальный протест, подпитывается заложенным в расизме зарядом конфронтационности, может выражаться и в других формах: коллективные заявления, выдвижение ультиматумов, проведение митингов, шествий, пикетирований, обращение к международным организациям и т.д.

 

Гибель афроамериканца Джорджа Флойда в руках белого полицейского и спровоцированные этой трагедией и охватившие практически всю Америку. И не только Америка — волна демонстраций под лозунгом "Жизни черных имеют значение" прошла по всем странам Запада: и там, где есть многочисленное негритянское, арабское или другое небелое население, и там, где мигранты и их потомки малочисленны.Все эти массовые протесты вновь вынесли на первый план неизбывную проблему страны - расизм. Проблема эта старше самих Соединенных Штатов, и на протяжении американской истории она находила свое отражение в американской культуре - литературе, кино, музыке.

Мартин Лютер Кинг остается в США и во всем мире символом борьбы с расизмом и дискриминацией. Активисты движения «Black Lives Matter» считают, что мечты пастора Кинга осуществились не до конца. Но они забыли что, Мартин Лютер Кинг боролся не только за равенство, но и против насилия в любом его проявлении. Ведь он настаивал, что только ненасильственные методы борьбы приведут к равноправию.

Тогда возникает вопрос : «Как Соединенные Штаты - и большая часть мира становясь более этнически разнообразными могут ладить между собой?» . Для многих очевидным ответом является -  мультикультурализм, вера в то, что уважение культурных различий может создать более справедливое общество для всех.

 

Мультикультурализм, формирующийся под влиянием глобальных миграционных процессов, связанных с не пропорционального роста численности населения планеты, модернизации и глобализации и пр., выступает одним из возможных решений проблемы современного мира. Очень важно не путать людей и ценности. Мультикультурализм представляет собой не только этническое разнообразие, но и разнообразие жизненных стилей, ориентаций и культурных тенденций. Большинство  сторонников мультикультурализма критиковало ассимиляцию, а также идею о том, что только на меньшинствах лежит бремя собственной трансформации для того, чтобы влиться в единое монолитное доминантное большинство.

Однако мультикультурализм подвергается критике со стороны многих западных политиков. Затрагивая проблему неприятия мультикультурализма, следует заметить, что аргументы политиков, делающих заявления о провале мультикультурализма, очень расплывчаты в своих определениях того, что же именно они критикуют.

Отвечая на критические выпады влиятельных западных политиков, професор Бристольского университета Тарик Модуд утверждает о неизбежности мультикультурализма как новой фазы развития современного человека и его культуры. В своей апологии мультикультурализма, он предлагает исходить из того, что монолитного большинства не существует. Есть различные идентичности, состязающиеся между собой.

«Давайте попытаемся ответить на вопрос, какая именно политика могла бы сменить мультикультурализм?»— задает вопрос он и отвечает на него следующим образом: «В принципе, есть несколько вариантов. Во-первых, можно просто вернуться к идее ассимиляции, как предлагают некоторые консервативные политики в Германии. Дескать, есть некая «ведущая культура» (Leitkultur), которая является доминантной культурой Германии и которую должны разделять все люди внутри Германии».

Можно смягчить эту модель, сказав: нет, это нелиберально, поскольку принуждает людей к конкретной культурной ориентации, что недопустимо для либерального общества. Вместо этого обратим внимание на существующий расизм и дискриминацию в отношении определенных групп общества, приводящие к тому, что шансы этих людей преуспеть все больше снижаются. Отсюда следует задача облегчения интеграции для таких людей посредством устранения воздвигнутых на их пути барьеров, превращающих их в граждан второго сорта. Назовем эту вторую модель «индивидуалистической интеграцией».

В-третьих, можно пойти еще дальше и заявить: никто не должен соответствовать ничьей культурной идентичности. У людей может быть сразу несколько идентичностей, которые могут со временем меняться. Следовательно, нужно давать отпор любому, кто пытается принудить к какой-то одной идентичности, и ни одна из идентичностей не может быть доминирующей.

Эту третью модель можно назвать «разнообразием».

Но остается вопрос: что делать, если первых трех моделей окажется недостаточно, чтобы интегрировать в общество группы, оказавшиеся исключенными из него, чувствующих себя дискомфортно, не вписывающиеся в него? Что если первые три модели так и не приведут к интеграции?

 

Теперь, когда Европа и США стали более разнообразными с точки зрения народов которые там живут, необходимо заново переосмыслить свободу и равенство граждан, но уже в новом плюралистическом контексте. Отказ от политики мультикультурализма может беспрепятственно подорвать основополагающие демократические ценности и приверженность им.

В самом широком контексте, мультикультурализм можно рассматривать как компромисс в философии межкультурного диалога. В целом, политику мультикультурализма можно рассматривать как создание свободных цивилизационных пространств качественно нового типа, не разрушая традиционного бытия этносов, сформированных историей локальных цивилизаций».

Пересечение и взаимопроникновение культур создает массу проблем и чтобы их избежать, необходимо, во-первых, решить вопрос о границах, во-вторых, определить то социально-куль- турное поле, в котором возможен поиск согласия, и, в-третьих, установить механизмы и инструментарии, способствующие реализовать такое согласие. Какой бы сомнительной, с теоретической точки зрения, ни была политика мультикультурализма, более разумной политики поощрения культурного разнообразия не существует.