Курды

Один из великих этнографов Азербайджана, побывавший в экспедиции в Лачине в 70-е годы прошлого века, так вспоминает поучительную беседу с местными жителями: «Я побывал в одном из сел, где живут азербайджанские тюрки и курды и побеседовал здесь со старейшинами. Я записал на магнитофонную ленту их древние сказания, повествования, предания, рассказы про обычаи. Затем я хотел спросить национальность каждого из опрошенных для регистрации. Один из старейшин улыбнулся после моего вопроса и с юмором, присущим горцам, ответил: «Ты напрасно здесь ищешь тюрков-курдов. Мы и сами не ищем. Мы смешались друг с другом. В деревне не найдешь ни тюрков, ни курдов. Здесь вы можете увидеть тюркских курдов и курдских тюрков».
     На самом деле в словах старика есть большая истина. Курды, как и другие народы, проживающие в нашей стране, интегрировались в этнокультурное пространство этой страны, стали неотъемлемой частью азербайджанского народа и носителями общеазербайджанской культуры. Они и вчера, и сегодня активно участвуют в общественно-политической, научно-культурной и экономической жизни Азербайджана, вносят достойный вклад в укрепление и развитие нашего государства.

     Курды проживали в основном в горных западных районах Азербайджана – Кельбаджар, Лачин, Губадли и Зангелан. А сегодня эти территории находятся под оккупацией Армении. Курды, будь то на исторических территориях Азербайджана, которые сейчас называются «Республикой Армения», или в Карабахе, пережили ту же судьбу и понесли потери, как и их братья – азербайджанские тюрки. Ещё в начале XX века армянские националисты, живущие с мечтой о «Великой Армении», не ставили в регионе различий между тюрками и курдами. Напомним, что во время геноцида, совершенного армянскими и большевистскими воинскими объединениями в 1918-1920 годах, наряду с 400 тысячами азербайджанских тюрков, с особой жестокостью были убиты 15 тысяч курдов, проживающих в Зангезуре, Карабахе. Среди насильственно депортированных из Советской Социалистической Республики Армении и нашедших убежище в Азербайджане в 1948-1953 годах были тысячи курдов.

     В результате политики, проводимой властями Еревана в конце XIX века, численность курдов на территории Армении резко сократилась, в 1988 году их было всего 64 тысячи человек. В том же году в Ереване на митингах национал-сепаратистских сил против курдов звучали резкие лозунги, призывы к массовому изгнанию их из Армении. Только за последние месяцы 1988 года около 20 тысяч курдов были вынуждены покинуть Армению. Значительное количество курдов подверглось пыткам и было убито с особой жестокостью. Например, 74-летний Шамо Сулейманов, являющийся одним из авторитетных старейшин Ведибасарского магала, 26 июня 1990 года был сожжен на глазах у родных за то, что выступал против захвата армянами территорий Азербайджана и их оккупационной политики. 

       Сегодня в борьбе за освобождение азербайджанских земель от армянской оккупации, азербайджанские курды занимают первые ряды. Среди сыновей Азербайджана, проявивших неоценимую храбрость в боях, раненых и ставших шахидами, немало представителей курдской национальности. Среди них есть и удостоенные звания Национального героя Азербайджана, а также орденов и медалей.

     Курдский народ является одним из древнейших этносов Ближнего и Среднего Востока, упоминается в древних письменных источниках. Но, тем не менее, до сих пор нет общего вывода о происхождении, этногенезе этого народа. Согласно одной из теорий, распространённых среди курдов, их происхождение связано с древней легендой, описанной в произведении Фирдоуси «Шахнаме». Так, чтобы вылечить тяжелобольного шаха Зохака, дворцовые врачи рекомендовали ежедневно убивать двух молодых людей, готовить пищу из их мозга и кормить этим «лекарством» правителя. Но два мудрых везира шаха – Армайил и Кармайил, дабы относительно уменьшить резню невинных людей, каждый раз спасая молодого человека от смерти, добавляли в пищу мозг ягнёнка. А тайно спасённые скрывались в горах, поселялись здесь, создавали семьи и продолжали жить. Впоследствии их потомков стали называть курдами. Другая легенда связана с именем пророка Сулеймана. Однажды пророк приказывает джиннам до рассвета по всей территории найти и привести во дворец пятьсот прекрасных девушек. Но пока джинны выполняли приказ, пророк скончался. Услышав это, джинны сами женились на этих красавицах. А их дети были названы «курдами».

    Курдский язык (zimane kurdi) входит в иранскую языковую группу индоевропейской языковой семьи и в зависимости от территории проживания курдов разделяется на четыре основных диалекта: сорани (Центрально-Восточный Ирак и Иран), курманджи (Северная Турция, Сирия, Ирак, Иран, бывший СССР), керманшахи или келхури (южная часть Западного Ирана и Восточный Ирак), лаки (области Луристан, Хамадан, Казвин и Хузистан Ирана, Ирак). Турецкий путешественник, географ и историк XVII века Эвлия Челеби в своих записках о путешествии подробно рассказал о курдском языке и его диалектах. Хотя эти диалекты объединяют общий словарный запас, грамматические правила, но между ними есть и отличия. В этих диалектах много слов, заимствованных у населения территорий, где проживали курды, и народов, с которым были исторические связи – арабов, тюрков, персов, греков и т.д. Азербайджанские курды говорят на курманджинском диалекте.

     Исследователи классифицируют курдский народ по следующим признаками: по диалектам курдского языка – куранджи, сорани, керманшахи, лаки; по племенной принадлежности – коран, бабан, лак, калхани, чемшкезек, зафаранлу, джаф, милан, рескотан, ьыхеллемилер, ришван, терикан, ибикйан, шабангара, милли, шейбизин, мутгу, брадост, димили, дирижан, ертуци, этмаки мюкри, сорани, хасани, шакка и др.; по географическому происхождению – дерсими, хаккари, бахтани, бахтиани и др; по религиозному верованию – джафари, алави, сунниты, ахли-илахи/аъли-хакк, езиды, христиане и др.
     Как отмечалось, до армяно-азербайджанского Нагорно-Карабахского конфликта курды проживали в основном в Лачинском, Кельбаджарском, Губадлинском, Зангеланском районах Азербайджана и в нескольких населенных пунктах Нахичевани. Однако в результате оккупации большей части этих территорий армянскими вооруженными силами курдское население региона также было изгнано из своих родных мест.2 В настоящее время курды составляют 0,2% населения Азербайджанской Республики (около 13.100 человек). Курдские села традиционно основывались на племенной принадлежности. Например, в селе Зерт Лачинского района поселились племена фартов и аллахверди, в Минкенде – шахсуварлы, таруллу, мамелли, в Бозлу – шарафли и кравлы, в Агджакенде – мири, лезги и кочари, в Каракешише – сафигулу и агалоглу, в Шейланлы – исаханы, шафики, чичяки и мамедли, в селе Шуртан Кельбаджарского района – нагылы, в Халанлы – аллазы и шукюрлек и т.д.

     Профессор Г. Гейбуллаев, ссылаясь на произведение «Азербайджанские курды» российского кавказоведа и этнографа Григория Чурси (1874-1930) об истории миграции курдов на территории Азербайджана, писал: «Курды пришли на территорию Ирана и Турции в основном в составе кызылбашских племен в XVI-XVII веках и поселились здесь».3 Известно, что сефевидско-османская война 1578-1590 годов закончилась подписанием Стамбульского мирного договора между шахом Мурадом Аббасом III и Султаном. По условиям договора Картли, Кахетия, Месхетия, Ширван, Карабах, Чухурсаад вошли в состав Османского государства. Именно накануне этого договора и произошло первое массовое переселение курдов, проживающих на османских и сефевидских землях, на территории Западного Азербайджана.

  Известный азербайджанский этнограф Мухаммед Гасан Бахарлы в своей книге «Азербайджан: географические, этнографические и экономические взгляды», опубликованной в 1921 году в Баку, касаясь этой миграции, отметил: «Азербайджанские курды делятся на множество родов (племен)... и считают себя выходцами из Рума, то есть из Малой Азии (Турции). Они были сосланы сюда во время войны между Ираном и Турцией в 1589 году турецким султаном и под руководством Ибрагима-Ага». М.Г.Бахарлы, касаясь этого вопроса, отметил, что «курды Горуса» ранее жили в Хамаданской области Южного Азербайджана.

   Частично этот факт подтверждают и результаты этнографических экспедиций российского кавказоведа, этнографа и лингвиста Сергея Зелинского, жившего в XIX веке. Ученый в ходе беседы с курдскими старейшинами, проживающими в Зангезурском уезде, отметил, что они прибыли сюда по приказу османского султана и под руководством главы племени Ибрагима-Ага в 1589 году из Южного Азербайджана – территорий вокруг озера Урмия.
     Российский исследователь, специалист по этнографии народов Ближнего Востока и Южного Кавказа Татьяна Аристова, проводившая этнографические исследования в Азербайджанской ССР в середине прошлого века, отметила, что в результате полевых исследований, проведенных в Азербайджане, в начале XIX века курдская миграция на территории исторического Азербайджана приобрела более интенсивный характер. Генерал царской России, востоковед Павел Аверьянов (1867-1937) писал, что очередное крупное переселение курдов в Азербайджан произошло в 1807 году, когда 600 курдских семей во главе с султаном Мехметом Сафи пересекли реку Араз и поселились на территории Карабахского ханства. Кроме того, после подписания Туркменчайского договора между Россией и Ираном тысячи семей курдского племени челеби, проживающих в Гарадагской области Южного Азербайджана, обратились в царское правительство и выразили желание принять российское подданство и жить на территории Азербайджана.

     Согласно статье 15 вышеупомянутого договора, иранскому населению, принявшему российское подданство, разрешается вместе с семьями беспрепятственно пересекать границу и поселяться на новых территориях. Среди этих переселенцев были и курды. П. Аверьянов писал, что «В результате объединения Грузии, Карабахского, Шекинского и Гянджинского ханств, к числу народов, проживающих на территории России, прибавились и курды». 7 Кроме того, имеются архивные документы по переселению значительного количества курдских семей из Ирана в Нахичевань и Западный Азербайджан – в Сурмалинский уезд. Об этом академик Аловсат Сумбатзаде написал в книге «Азербайджанцы – этногенез и формирование народа»: «Важным моментом на этнической карте Азербайджана в XVI-XVIII веках стало переселение сюда новых курдских племен из Турции и Южного Азербайджана. В частности, можно отметить поселение на территории Азербайджана в XVI-XVII веках племен гибикли и махмудлу, проживающих на восточном берегу озера Ван... Переселение курдских племен на земли Северного Азербайджана продолжилось и в XIX веке – после присоединения Азербайджана к России. В результате они массово поселились в нынешних Кельбаджарском, Губадлинском, Лачинском и Зангеланском районах и Нахичевани.»

     Согласно статистическим данным начала XIX века, сотни курдских семей были переселены в новые административно-территориальные единицы, созданные на исторических азербайджанских землях – в Арешский, Джебраильский, Джаванширский, Зангезурский, Нахичеваньский, Сурмалинский, Шарур-Даралаязский, Александропольский (Гюмри) уезды, Елизаветпольскую (Гянджу) и Ереванскую губернии. Миграция курдов на исторические азербайджанские территории во время Крымской войны (1853-1856), русско-османской войны (1877-1888) получила более широкий размах и охватила не только мусульман, но и езидов (Йазда), которые, к сожалению, всё ещё обвиняются в «поклонении дьяволу». В результате в конце XIX века (в 1897 году) на территории Кавказа и Южного Кавказа, включая так называемое образование «Карская губерния», созданное на территории Анатолии, оккупированной царской Россией, проживало всего 99 832 курда, в том числе в Елизаветпольской губернии – 3 042, а в Эриванской губернии – 49 389.11 Российский исследователь А.Деконский также затронул вопрос миграции курдов в Азербайджан в своём докладе «Экономическое положение государственных крестьян в Шушинском и Джебраильском уездах и Елизаветпольской губернии». Ученый отметил, что в 70-х годах XIX века в Джебраильском уезде проживало всего 735 курдов, а в Шушинском уезде курды не проживали. 

     Татьяна Аристова в книге «Курды Закавказья. Историко-этнографический очерк» особо подчеркнула, что курды, проживающие здесь, не забыли свои корни и свою историческую родину. Например, старейшины сел Шотланлы и Зиланлы Губадлинского района хорошо помнят, что их предки переселились из Ирана в Армению, а оттуда – в Азербайджан. В конце XIX века из Армении в западные регионы Азербайджана прибыло значительное количество курдских семей. Так, семья Шахсуваровых, переехавшая из Шарур-Даралаяза, основала в Лачинском районе населенный пункт Минкенд. По статистике 1888 года, в этом селе проживало 23 курдских и 47 армянских семей. По словам старейшин, в 1920-х годах курдские братья из Даралаяза Ходо и Аббас основали в Лачине селение Каракешиш, а ещё три брата – селения Зар и Зайлик в Кельбаджарском районе. Кроме того, село Оруджлу было названо в честь курда по имени Орудж, а Агджакенд – в честь курдской девушки по имени Агджа. А село Ашагы Шуртан основали два брата Хут и Наги. В 20-е годы прошлого века группа жителей села переселилась в Евлахский и Тертерский районы и поселилась там. Т. Аристова также отмечает, что курды, переселяющиеся из Ирана в 1813, 1828 и 1914 годах, как правило, размещались в Зангезурском уезде Елизаветпольской губернии.

     В Азербайджане населённые пункты курдов расположены в основном в горной и предгорной зонах. Традиционные жилища курдов, которые вели кочевой и полукочевой образ жизни в XVI-XIX веках, представляли собой в основном из землянки (лачуги), которые назвались мал, хани. В лачугах, адаптированных к суровым климатическим условиям, окна, как правило, заменялись отверстием в центре крыши. В светлое время дня отверстие освещало помещение и играло роль дымохода. Азербайджанский археолог, этнограф и фольклорист Алескер Алекперов, исследовавший образ жизни населения горных регионов Азербайджана, в частности Лачинского и Кельбаджарского районов, в том числе курдов, еще в 30-е годы прошлого века дал подробное описание внешнего вида и внутреннего строения курдских лачуг. 14 А курды-скотоводы во время летнего сезона пользовались палатками, называемые каракечя. Они так назывались, потому что были покрыты плотным войлоком черного цвета. Иногда на летнем плато для одной семьи возводили несколько таких палаток. По данным этнографов, палатки курдов отличались своей простотой и практичностью.


Однако с 30-х годов XX века эти палатки были заменены более удобными для проживания тюркскими (азербайджанскими) шатрами. Кроме того, для жилых и хозяйственных целей широко использовались природные и искусственные пещеры. В своё время на территории Лачинского района было несколько таких пещер-селений, как Мишни, Зарти. Кроме того, курдские семьи, которые вели оседлый образ жизни, занимались в основном земледелием, начали строить из камня одно-, двухэтажные здания, а в предгорьях – жилые дома террасного типа. Вторые этажи этих домов предназначались для проживания гостей и назывались ода. Все двери комнат открывались в общий коридор – севдара. На нижнем этаже располагались мала тандурехани (место для выпечки хлеба, тендирхана), тавле (конюшня), гом (загон овец) и килар (склад).

       Наряду с практичностью курдской национальной одежды, этническими элементами, она также полностью приспособлена к суровым, экстремальным климатическим условиям исторических мест проживания курдов, их образу жизни и быту. Так что в этой одежде не встретишь лишних элементов. Хотя в повседневной мужской одежде обычно использовались светло-коричневые, белые и черные цвета, в женской одежде преобладали яркие цвета, особенно зеленый, красный и оранжевый, этнические орнаменты, богатые сакральными символами. Однако тесные связи азербайджанских курдов с местными народами, новые условия жизни, взаимный культурный обмен и формирование общих ценностей оказали влияние и на их национальную одежду. Правда, несмотря на то, что в этих одеждах сохранились ведущие этнические элементы, в целом с середины XIX века ярко проявились черты «моды», характерные для регионов Азербайджана, где проживали курды.
     Неслучайно авторы того времени особо отмечают отсутствие серьезных различий не только в обычаях и быту курдов с азербайджанскими тюрками, но и в одежде.15 Это сходство, с одной стороны, является результатом близости образа жизни, занятий и быта азербайджанских тюрков, проживающих на этих территориях, а с другой - адаптации курдов к местным условиям. В 80-х годах XIX века Сергей Зелинский писал: «Курды не отличаются ни внешним видом, ни одеждой. Они носят обычную татарскую (азербайджанскую) одежду». С. Зелинский также отмечал, что курды здесь настолько «татаризировались», что даже соседние армяне не могли их отличать. Многие даже не знали о существовании курдов в Зангезуре».