Сила азербайджанского феномена в многообразии

Традиции добрососедства и взаимопонимания способствуют  нейтрализации армянского экспансионизма и человеконенавистничества

Преступления против человечности не имеют срока давности, и это необходимо воспринимать как высшую и безоговорочную норму. Иначе мировое зло сделает все возможное, чтобы противопоставить сообществу нескончаемую волну насилия.  

Взращенный на крови армянский радикализм не первое столетие держит в напряжении Южный Кавказ, проявляя опасную живучесть. Если бы не историческая Победа Азербайджана в 44-дневной войне, он бы продолжал генерировать.  

События двух послевоенных лет убедительно доказывают, что разрушительным фактором пользуются не только реакционные круги мирового армянства, но и некоторые влиятельные круги западных и региональных государств.  

Возникает вопрос: зачем это нужно сторонним силам, которые убедились в состоятельности нашего государства, боеспособности его армии, в умении Президента Ильхама Алиева консолидировать общество своей страны для решения фундаментальных задач, да и в условиях зрелости азербайджанского общества?  

Чтобы ответить на него, необходимы небольшой экскурс в историю и трезвый взгляд на генезис армянского экстремизма. В определенных условиях на его базе созрели такие чудовищные всходы, как армянский терроризм и армянский сепаратизм.  

Давно замечено, что самыми трусливыми и тщедушными являются силы, которые готовы проливать кровь безвинных людей. Таким диким и варварским способом «смельчаки» самоутверждаются. Пребывая в стихии ложного героизма, они осознанно идут на страшные преступления, лишь бы посеять страх среди людей, не дать им проявить свою созидательную сущность, отвлечь их от благих намерений и дел.  

Казалось бы, еще в начале девятнадцатого столетия, когда великие державы стали осуществлять переселенческую политику на Кавказе, им было важно реализовать план создания христианского анклава в сердце тюркско-мусульманского мира. Бесспорно, роль первой скрипки в осуществлении трагического эксперимента сыграла российская корона. Однако к этому были причастны и европейские влиятельные круги, которые имели опыт выгребания жара из топки чужими руками.  

Вместе со своим скарбом армяне принесли на тюркские земли разрушительные традиции, которые зацвели пышным цветом позже. Пик варварства пришелся уже на начало двадцатого века, когда закрутился вихрь чудовищного передела сфер влияния с участием мировых держав.  

Парадокс в том, что именно армянский фактор на Кавказе стал движущим элементом разжигания межнациональной и межрелигиозной розни. Благо, он нашел поддержку у имперских сил. В азербайджанских уездах и магалах жили представители десятков народов и этнических групп, религиозных общин. Все они превратились в жертвенную массу для армянских боевых групп и незаконных формирований, которые перед Первой мировой войной и после нее системно вырезали людей, осуществляя политику этнических чисток. Все это делалось ради реализации плана создания армянского государства.  

Издавна утвердившиеся на земле Азербайджана традиции сосуществования, добрососедства и взаимопонимания сыграли свою спасительную роль в нейтрализации армянского экспансионизма и человеконенавистничества. Орудовавшие на протяжении более чем двадцати лет бандитские и карательные отряды армян ни с кем не церемонились. Их знаменем были антитюркские и антимусульманские лозунги и призывы.  

От их преступных рук пали тысячи курдов и лезгин, горских евреев и татов, представители других этнических и религиозных групп, для которых земля Азербайджана во все времена была родной обителью.    

В 1915 году, когда в Баку, Шамахе, Кюрдамире, Южном Азербайджане лилась кровь невинных людей, позже, в 1918 году, когда армянские военизированные группы и отряды уже стали осуществлять целенаправленную политику геноцида против мирных азербайджанцев, армянской государственности не было. Чудовищную бойню хайские командиры Дро, Амазасп, Озанян и другие преступники затеяли, чтобы заставить людей покинуть свои дома и земли, пуститься в бегство, чтобы затем пришлые хаи и присвоили освободившиеся населенные пункты и территории.  

Мировые центры были осведомлены о тревожных и кровавых событиях, о виновниках и жертвах разыгравшейся трагедии. Однако они продолжали снабжать армянских преступников оружием, оказывать им политическую поддержку в неправедной борьбе, наг­раждая их мандатом на новые преступления.  

Уже тогда было ясно, во имя чего влиятельные государства провоцировали междоусобные столкновения и войны, делая ставку на армянский вандализм, впоследствии переросший в структурированный террор.  

Азербайджан с его стратегически важным географическим положением и природными ресурсами был лакомым куском для ведущих стран, которых интересовали лишь заморские преференции. Для получения доступа в регион и понадобился армянский вопрос, который был спущен ради выполнения эксклюзивных миссий в стиле технологии «разделяй и властвуй».    

Немыслимым является тот факт, что после нескольких десятилетий затишья, уже под занавес двадцатого столетия, армянский национализм снова поднял голову, и опять его стала поддерживать международная реакция. Те же самые цент­ры, которые помогли осуществлять геноцид азербайджанцев и других народов в азербайджанских пределах в начале столетия, опять прибегли к методологии разжигания межнациональной и межрелигиозной розни спустя пятьдесят с лишним лет.  

После 1993 года, как только азербайджанский народ призвал общенационального лидера Гейдара Алиева снова возглавить страну, восстановленный суверенитет оказался перед угрозой распада. В стране снова по вине армян полыхало пламя войны. Армения напала на Азербайджан, руководствуясь необоснованными территориальными притязаниями, да еще и при поддержке тех мировых центров, которые и в исторической ретроспективе отметились несмываемой виной перед прежними поколениями азербайджанцев.  

Выстроив грамотную политическую линию, Гейдар Алиев, не мешкая, предпринял ряд инициатив, которые воссоздали принципиально новую общественно-политическую конъюнктуру вокруг так называемого армянского вопроса, которым ловко спекулировали различные международные круги, превратившие Азербайджан в удобную мишень.  

Политический лидер Азербайджана, выдающийся государственный деятель и тонкий знаток мировой истории Гейдар Алиев на законодательном уровне инициировал расследование преступлений армян против народов, живущих на азербайджанской земле, что имели место в начале и в конце двадцатого века. Страшные злодеяния армянских радикалов, экстремистов и националистов, получив политическую и правовую оценку компетентных специалистов и национального парламента - Милли Меджлиса, были квалифицированы, как классические акты геноцида.  

Азербайджанский народ, ведомый мудрым лидером, наконец, раск­рыл перед сообществом истинную сущность непрекращающихся межнациональных и межгосударственных противоречий, пролив свет на причины и следствия войн и конфликтов, которые унесли жизни тысяч людей.  

Мартовские события 1918 года, резня в азербайджанском городе Ходжалы в феврале 1992 года, другие злодеяния армянских военных и боевых групп, хоть и не в полной проекции, однако в важных деталях и контурах предстали в спектре объективности перед остальным миром.  

Получив точную и принципиальную оценку, страшные преступления, совершенные против человечности, становятся достоянием гласности. Они помогают трезвомыслящим людям, новым поколениям выходить из-под влияния армянской фальшивой пропаганды, чтобы в точности осознать, что является первопричиной обострения на Южном Кавказе на протяжении уже последних трех десятилетий, почему в поствоенных реалиях армянский радикализм снова провоцирует положение, добиваясь реванша.  

Блестящая Победа Азербайджана в 44-дневной войне помогла раскрыть глаза миллионам честных людей на действительное положение вещей в турбулентном регионе, где периодически, словно циклично, стабильность сменяется эскалацией по вине армянских радикалов и националистов. Они отвергают мирные предложения Азербайджана, ведут политику тотальной милитаризации, пытаясь воевать с восточным соседом до последнего солдата, транслируют в мир фальшивые идеи о невозможности  совместного проживания азербайджанцев и армян в освобожденном Карабахе, воспитывают новые поколения своего народа в духе исламофобии и тюркофобии.  

Если дело так и пойдет дальше, то спокойствие на Кавказе всегда будет хрупким и обманчивым. Президент Азербайджана Ильхам Алиев, будучи убежденным сторонником мирного сосуществования, предложил армянскому руководству много вариантов сотрудничества с тем, чтобы превратить стабильность из мечты в реальность. Однако Армения и ее руководство по-прежнему занимают скользкую позицию в вопросе достижения прочного мира, полагаясь на реванш. Но этому не быть.  

Принцип «мир в доме и вокруг него» в новых реалиях стал целью, которая дарит людям надежду на благополучное развитие процессов и избавление новых поколений от всевозможных потрясений и катаклизмов.  

Политика культурно-цивилизационного многообразия, которой неизменно придерживается Азербайджан, себя полностью оправдывает, позволяет усиливать запас прочности внутри страны, помогает на корню уничтожать даже проблески мракобесия и расовой ненависти, национализма и нетерпимости. Если в одной отдельно взятой стране такой порядок возможен, то почему нельзя прибегать к его преимуществам в региональной политике?!  

Армия Азербайджана одержала во второй Карабахской войне блестящую Победу благодаря тому единству и консолидации, которые царили в национальном обществе. Не случайно среди добровольцев и шехидов, которые выковали Великую Победу, были представители десятков национальностей, религиоз­ных общин, что издревле живут на азербайджанской земле.  

О чем это говорит? О том, насколько зрелое общество сформировалось в Азербайджане благодаря тонкой и рациональной, межнациональной и межрелигиозной политике. У ее истоков стоял великий Гейдар Алиев, который всегда видел в культурно-цивилизационном многообразии Азербайджана незыблемое богатство.  

Поэтому ныне усилиями главы государства, Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами страны Ильхама Алиева парадигма культурного плюрализма дает новые всходы, став неотъемлемой частью государственной политики страны. Вот в этой ипостаси и заключен залог большого успеха сильного Азербайджана, который открывается миру своим благородным лицом и добрыми намерениями.

 

Раван ГАСАНОВ,

исполнительный директор  

Бакинского международного центра мультикультурализма

Теги