«Демократическая» дорожная карта Еревана, или Как фонд «Айастан» дурит общественность

Специализированные институты давно и основательно составляют разного рода рейтинги популярности, степени доверия, прозрачности и др., чтобы популяризировать передовой опыт гуманизации жизни

Проводимые замеры обычно свидетельствуют об уровне развития демократии,  доверии между обществом и властью, уровне свобод граждан.  

Как бы ни было, основным показателем все же должен считаться уровень демократичности общества, который наравне с положением индивида еще и раскрывает степень открытости власть предержащих. К тому же в каждой стране, даже если власть сильна, должны быть сферы жизнедеятельности, куда власть не должна вмешиваться.  

Известно, что неправительственные организации играют исключительную роль в развитии гражданского общества. Состояние последнего всегда играет роль барометра общественных, политических, гражданских и гуманитарных процессов. Сильный гражданский сектор благотворно работает на гуманизацию важных процессов - от политических до культурно-цивилизационных.  

Еще задолго до окончания войны между Арменией и Азербайджаном западные демократические институты в процессе мониторинга о положении с правами человека и гражданскими свободами проводили параллели между ситуацией в Армении и Азербайджане, отдавая пальму первенства Еревану. Селективный подход был продуман и продиктован конъюнктурными соображениями. В европейских институтах находились смельчаки, которые неизменно выражали свой восторг с положением дел в сфере политических и гражданских свобод в Армении. Не удивительно, что западники всегда делали большие политические подарки официальному Еревану и мировому армянству, безапелляционно утверждая, будто страна хаев заметно оторвалась в своей демократизации от соседей.  

Индикаторов для выявления реального положения дел много. Одним из них является деятельность Всеармянского фонда «Айастан» (Hayastan All Armenian Fund), являющегося детищем армянской национальной независимости. Он открыл глаза в свет в 1992 году по инициативе первого президента Левона Тер-Петросяна в качестве неправительственной организации. В уставных документах структуры черным по белому написано, что фонд «обеспечит социально-экономическое развитие Армении и Карабаха, а также единства армян всего мира». Данное положение включено в устав фонда, где указано, что крупные инфраструктурные проекты, строительство социально-культурных, образовательных и медицинских объектов реализуются в Армении и так называемой «Нагорно-Карабахской Республике» за счет пожертвований армян всего мира.  

Однако наделенная статусом «неправительственной организации» структура должна быть открыта для участия всех и каждого с непременным обеспечением режима прозрачности. Но реальное положение дел говорит об обратном. Фонд стал практиковать сомнительную методологию, превратившись в наглухо закрытую для граждан государственную структуру.  

Бенефициаром фонда является правительство Армении с профилирующей ролью Попечительского совета, куда входят государственные бонзы, определяющие цели, под которые формируется программа собираемых пожертвований. С момента основания как фонд, так и его международная сеть сотрудничают с властями Армении и карабахскими сепаратистами. Высшим органом фонда в лице Попечительского совета сегодня руководит президент Армении Армен Саркисян (до него Л.Тер-Петросян, Р.Кочарян,  С.Саргсян), который координирует деятельность совместно с премьер-министром, председателем парламента, председателем Конституционного суда, Центрального банка, а также с «президентом» и «премьер-министром» так называемой «НКР», лидерами ведущих политических партий, богатыми соплеменниками, католикосом всех армян, католикосом Киликии, патриархом армянской католической церкви, главами армянской евангелической церкви, представителями диаспорских организаций, известными благотворителями, деятелями культуры и искусства.  

В настоящее время фонд имеет 25 филиалов в 22 странах - США, Франции, Канаде, Великобритании, Германии, Нидерландах, Швейцарии, Австрии, Швеции, Ливане, Австралии, Бразилии, Аргентине, Греции, Кипре, Сирии, Уругвае, Румынии и России. Наиболее активные его структуры находятся в США, Франции и России. Финансовые ресурсы фонда «Айастан» формируются за счет пожертвований, собираемых на регулярных «благотворительных» марафонах. Средства поступают также посредством почты и электронных sms. К слову, с 1996 года ежегодный телемарафон фонда в Лос-Анджелесе транслировался по всему миру и собрал десятки миллионов долларов пожертвований.  

Подобные марафоны проходят во Франции, Германии, Нидерландах, Швейцарии, Греции, Аргентине и Уругвае и других странах. По официальным данным, 90% бизнесменов армянского происхождения, богатых деятелей культуры и искусства регулярно передают фонду финансовую помощь. Например, небольшой телемарафон, проведенный в 2017 году под девизом «Благословенный Карабах», собрал более 12,5 млн долларов. Из этой суммы 2,5 млн долларов отправил анонимный филантроп из США. Столько же пожертвовал проживающий в России бизнесмен Самвел Карапетян. А бывший премьер-министр Карен Карапетян перечислил в фонд свою годовую зарплату, Зангезурский медно-молибденовый завод выделил 350 тыс. долларов, а депутат Армении Самвел Алексанян - 200 тыс. долларов. В этом ряду оказался и лидер парламентской фракции «Сарукян» Гагик Сарукян, открыто признавший тесные связи фонда «Айастан» с министерством обороны Армении. Он пообещал за счет средств фонда построить в Карабахе новую современную и оборудованную военную часть. Однако точной информации о сумме собранных фондом пожертвований и о том, на какие проекты они направлены, до сих пор нет.  

Премьер Никол Пашинян в своих выступлениях сознательно пытался утаить объем поступивших в фонд средств. Хотя общественность Армении, оппозиционные политические партии и движения хорошо осведомлены о том, что доходы фонда скрываются для того, чтобы финансовые преступления, факты коррупции и хищения не стали достоянием гласности. Однако они стали характерным явлением в практике фонда. Пожертвования не используются по назначению и направляются на финансирование армянского правительства, оборонки, а также осуществление серийных вооруженных провокаций против Азербайджана и Турции. Хотя руководство фонда неоднократно давало заверения информировать общественность о сумме поступлений и назначении пожертвований, этот вопрос до сих пор остается открытым.

По примерным подсчетам, за 29 лет собраны миллиарды долларов. Но многие проекты по факту реализованы на бумаге. Например, нашумевший проект реконструкции водопровода в городе Шуша достаточно щедро профинансирован «за счет средств» фонда, а на самом деле он был построен еще в советское время за счет бюджета Азербайджанской ССР. Неужели для ремонта действующей водной коммуникации потребовались немереные средства?  

Богатые армяне, которые много лет делали пожертвования в фонд «Айастан», обвиняют по этому конкретному делу управляющую группу, которая скрывает размеры финансирования, что недвусмысленно свидетельствует о наличии схемы отработанной теневой экономики. Налицо еще один факт коррупции и отмывания средств.  

Осведомленные армянские СМИ утверждают, что Всеармянский фонд «Айастан» намеревается реализовать ряд проектов с целью «восстановления гуманитарной деятельности и провести масштабные работы по благоустройству и строительству, улучшить социально-культурные условия жизни армянских жителей Карабаха». Речь о том, что после 44-дневной Отечественной войны в районах, контролируемых российскими миротворцами, должны быть построены крупные жилые комплексы и создана современная инфраструктура для улучшения социальных и бытовых условий населения. Однако и руководство фонда, и сепаратисты в Ханкенди открыто признают, что реализация этих проектов столкнется с серьезными проблемами, а выполнению намеченного будет мешать «ряд объективных и субъективных обстоятельств». Как утверждается, одна из причин заключается в том, что президент Армении Армен Саргсян до сих пор не одобрил проекты. Он не случайно занял выжидательную позицию, ибо уверен, что Азербайджан не допустит незаконной деятельности иностранных фондов на своей территории. А.Саргсян к тому же не торопится поручать соответствующим государственным органам конкретные меры по обеспечению прозрачности в финансовой деятельности для обслуживания проектов. Имеются сведения о его встрече с новым исполнительным директором фонда Айкаком Аршамяном. По понятным причинам результаты их договоренности держатся в секрете от армянской общественности.  

Не случайно в своем выступлении на очередном ежегодном телемарафоне Всеармянского фонда «Айастан» 29 ноября 2019 года премьер-министр Армении Никол Пашинян попытался занять примирительную позицию, восстановить утраченную репутацию фонда и скрыть, что на самом деле фонд - это финансовый донор для государственных органов. «Я не хочу говорить о том, что произошло вчера, я хочу говорить о сегодняшнем дне и нашем будущем», - сказал он, пытаясь подвести оправдательную базу под тайную деятельность «благотворительной организации» и морально нейтрализовать богатых и влиятельных обвинителей. Он настоятельно рекомендовал соплеменникам продолжать переводить суммы на счета фонда, а не заниматься ревизией, которая наводит тень на деятельность «почтенных людей», фактически разруливающих отлаженную махинаторскую деятельность. По его логике, каждому армянину, даже миллионерам-обвинителям лучше позаботиться о ежемесячном перечислении в фонд всего лишь 28 долларов США. И пообещал в качестве первого шага перечислить в фонд 20 долларов из своей месячной зарплаты. Таким образом Н.Пашинян направил саркастическое послание миллионерам, которые потребовали отчета от деятельности фонда «Айастан».  

На деле премьер пудрит мозги людям тем, что для человека, сделавшего небольшое пожертвование, не будет резона интересоваться будущим аккумулируемых средств.  

Воинственная страна, не сумевшая оправиться от тяжелого поражения в войне, сейчас переживает новый скандал в связи с деятельностью фонда «Айастан», в котором годами накапливались огромные средства. Итоги 44-дневной Отечественной войны обнажили истинную сущность фонда, который ранее выступал в роли гаранта экономической, социальной и гуманитарной безопасности. Выяснилось, что благотворительный фонд, который за 31 год собрал миллиарды долларов у армянского населения и зарубежных диаспор, на самом деле был источником финансовых махинаций, коррупции, личной выгоды руководства структуры, глав государств и правительств. Средства организации использовались не по прямому назначению. Большие суммы были потрачены не на улучшение благосостояния населения, а на противоправную деятельность, закрытие бюджетного дефицита, выплату заработной платы чиновникам, а также на военные расходы.  

Ведущими фигурантами в этих хищениях наряду с руководством фонда были экс-президенты Кочарян, Саргсян, ныне - Армен Саргсян и премьер-министр Никол Пашинян. Не случайно экс-президент Саргсян в интервью СМИ в собственное оправдание изрек, будто за время пребывания на посту председателя Попечительского совета не переводил пожертвования из фонда напрямую в Минобороны, а предлагал передать их правительству Армении. Дескать, на эти деньги государство закупило «необходимую военную технику». Однако он неохотно прокомментировал тот факт, что цена купленного товара во много раз превышала реальную.  

Сегодня скандал с фондом «Айастан» стал в Армении средством взаимного шантажа, вышел на уровень внутриполитической борьбы, а экс-президенты - Кочарян, Саргсян, ныне - президент А.Саркисян и премьер-министр Н.Пашинян обвиняют друг друга в незаконном присвоении пожертвований, их неправомерном использовании.  

Это и объясняет, почему действующий президент  А.Саркисян не позволяет благотворительной организации реализовывать крупные проекты в азербайджанском Карабахе. Однако важным фактором, заставляющим его осторожничать в этом вопросе, является ожидаемая жесткая реакция Азербайджана. Президент Армении прекрасно понимает, что деятельность фонда «Айастан» в Азербайджане незаконна и противоречит международному праву.  

Баку не допустит незаконной деятельности фонда на своей территории, что может еще больше усилить напряженность не только между двумя странами, но и в системе отношений Еревана с мировым армянством. Фонд «Айастан» был и пока еще остается «секретной кассой» правительства Армении с момента своего основания. Основная часть собранных средств была направлена на расходы армянского государства, а также на финансирование незаконных военных операций с частными посредническими компаниями вопреки требованиям устава. Это неоднократно подчеркивала армянская оппозиция. Однако армянская общественность, знающая правду, не исключает возможности присвоения определенной суммы пожертвований руководством фонда. Это подтверждают и следственные материалы правоохранительных органов.  

По сравнению с другими серьезными обвинениями, преступления с хищениями и фактами коррупции менее проблемны и более выгодны как для фонда «Айастан», так и для официального Еревана. Согласно уставу, фонд «Айастан», как уже отмечено выше, - это гуманитарная неправительственная организация. Она по определению не должна иметь никаких связей с государственными и правительственными структурами Армении, а также не должна финансировать госзаказы особенно по части военных закупок. Однако все эти противозаконные мотивы имели место на практике.  

В октябре 2021 года Президент Азербайджана Ильхам Алиев на встрече с представителями общественности Ходжавендского района обратил внимание аудитории на этот вопрос, подтвердив, что крупные суммы пожертвований, собранные армянской диаспорой через Всеармянский фонд «Айастан», были незаконно присвоены и направлены на противозаконную деятельность. За счет средств филантропов были совершены военные преступления против азербайджанского народа.  

Президент особо подчеркнул, что за тридцать лет армянской оккупации азербайджанских земель было построено всего несколько зданий военного назначения, в остальном практически ничего не изменилось. Напротив, полностью пришли в негодность жилые дома, дороги и коммуникации. Так на что же были потрачены миллиарды долларов пожертвований, собранных Арменией от армян, живущих за границей, в течение этого периода?  

Ответ на вопрос на поверхности. Воровские руководители Армении обманули богатых армян мира, организовав марафоны, монополизировали собранный капитал, потратив их по своему усмотрению. Глава государства сказал: «…Фонд Хаястан («Айастан») собрал несколько миллиардов. Также богатые армяне, живущие в США, создали свои специальные фонды, создали фонды членов своих семей. За тридцать лет было собрано как минимум несколько миллиардов долларов, и судьба этих денег, как говорится, неизвестна. Потому что, если посмотреть на все освобожденные земли, даже там, где проживает армянское население, нет никаких признаков развития. Посмотрите, в каком состоянии Шуша. Они пытались внушить всему миру, что Шуша -  их город, и до сих пор пытаются это сделать. Если это твой город, то почему он в таком состоянии?! В Шуше нет ни одной новостройки. Есть два новых здания. Один принадлежит лидерам сепаратистов, а другой - богатому армянину, живущему за границей. Это виллы, частные дома... Хорошо, если это твой город, то почему он в таком состоянии?!»  

Контекст более чем доходчиво проливает свет на теневую сущность деятельности фонда, который на протяжении десятилетий системно обманывал не только спонсоров структуры, но и общественность Армении.  

Все это еще раз доказывает, что пожертвования «на гуманитарные цели», собранные фондом «Айастан», в основном были потрачены на военные преступления Армении, на такие незаконные военные расходы, как финансирование иностранных террористов, наемников, провокаций против гражданского населения Азербайджана, покупку оружия и боеприпасов. Доказанные факты подтверждают, что Армения - государство, поддерживающее терроризм.  

Это противоречит не только уставу фонда «Айастан», но и требованиям ряда международно-правовых актов, в частности Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.), к которой присоединилась Республика Армения. Ереван должен ответить за все свои преступные деяния не только перед армянами мира, но и перед мировым сообществом.

Теги